По нововведенным правилам, если вас «обсчитала» страховая компания, вы имеете право обратиться в суд, который заставит страховую выплатить штраф. Причем штраф обещает быть немалый – как минимум половину той суммы, что должна была по-честному насчитать компания своему клиенту.
Одним из таких примеров стал случай в Санкт-Петербурге, там у клиента одной страховой компании угнали застрахованную машину. Полицией было возбуждено уголовное дело, но автомобиль не был найден. Само собой, автомобилист пришел в страховую компанию за выплатой, однако получил отказ. Работники страховой компании нашли причину отказа - под договором стоит чужая подпись.
Как оказалось позже, клиент действительно попросил кого-то другого расписаться в бумаге, так как у него самого болела рука. Но деньги-то за полис он отдавал не чужие, а свои. Дело дошло до суда. К ответственности призвали обе стороны: клиент подал иск, требуя денег. А страховщики во встречном иске попросили признать договор недействительным.
В итоге суд встал на сторону человека и страховщиков обязали расплатиться с человеком. Однако при этом нижестоящие суды усомнились, надо ли штрафовать компанию за ее прижимистость.
По закону о защите прав потребителей если автомобилиста хотят лишить его законной выплаты в полном размере, то при подаче заявления в суд и при признании компании виновной к ней будут применены штрафные санкции в размере пятьдесят процентов сверх суммы, которую с них взыщут.
В случае со страховой компанией, для определения размер штрафа, необходимо сложить сумму положенной страховки, моральный ущерб, судебные расходы клиента и ещё много расходов. Половина от этой суммы и будет штрафом. И получать деньги будет именно истец (автомобилист) , таково постановление пленума Верховного суда России по делам о защите прав потребителей.
Однако нижестоящие суды этот штраф решили не назначать, акцентируя внимание на том, что страхование - это не торговля и законы в таких вопросах надо применять другие. Но Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда России, рассмотрела жалобу и не согласилась с ней на все 100%. Страховая компания обязана расплачиваться за то, что несправедливо поступила со своим клиентом. Поэтому решение было отменено в части, касающейся отказа назначить штраф.
Еще одна поправка к этому закону заключается в том, что такой подход распространяется и на договоры страхования, заключенные до 2012 года, потому как закон с того времени не изменился, изменились взгляды на него и теперь даже на старые договоры страхования распространяются новые правила.
Решения Верховного суда страны касаются конкретных рассмотренных дел, но они обещают изменить подход ко всем подобным делам в судебной сфере. Потому что нижестоящие инстанции теперь знают позицию высшего суда, и решать как-то иначе уже не будет возможности. Подобный подход распространяется на все виды страхования: ОСАГО, КАСКО, любые другие полисы.
К слову сказать норма о штрафах в пользу потребителя распространяются и на банки. В одном из таких дел суд по гражданским делам Верховного суда России признал законным 50-процентный штраф, взысканный с банка за нарушение прав потребителя. В том случае банкиры отказались выплатить человеку деньги, которые он хранил у них, мотивируя это тем , чтоего счет был арестован. На самом деле счет на тот момент был чист, банк был просто обязан отдать человеку деньги. Поскольку этого не произошло, суд назначил банку штраф в размере 50 процентов от взысканной суммы.
11 февраля 2014 г. / Российская Газета