С января 2014 года в России вводится новый порядок возмещения ущерба по договорам КАСКО. Право решать, каким способом компенсировать потери — деньгами или проведением ремонта, получат страховые компании. Многие из крупных игроков рынка автострахования: «Альфастрахование», «Росгосстрах», «Ингосстрах», «РЕСО-Гарантия» и др. уже сегодня предпочитают заключать договор, в котором значится лишь один пункт — ремонт, поэтому сомнений в том, что будут выбирать страховщики, не остается, утверждают эксперты. И если сейчас страховые компании вводят клиента в заблуждение, но у него есть возможность отстоять свое право на денежную компенсацию в судебном порядке, то с начала 2014 года это сделать будет уже невозможно. На законных основаниях страховые начнут заменять одну форму возмещения ущерба на другую, лишая клиента права выбора.
После вступления в силу новой редакции закона клиенты страховых окажутся в невыигрышной ситуации. В группе риска находятся водители, приобретающие автомобили в кредит. Такой договор страхования не позволит досрочно погасить кредит, получив по КАСКО денежную компенсацию в досудебном порядке или продав авто. Вместо такого развития событий страхователь будет вынужден оплачивать кредит, при этом сам объект его кредитной покупки не будет использоваться по назначению, а, следовательно, не принесет владельцу выгоду, а ремонтные работы зачастую занимают 5-8 месяцев.
Также в этот список попадают владельцы автомобилей премиум-класса. Часто владелец автомобиля не желает тратить полгода на ремонт или вовсе не заинтересован в эксплуатации восстановленного автомобиля, но при этом все равно будет вынужден его ремонтировать и затем продавать, значительно потеряв в цене за этот период, поскольку рыночная стоимость таких автомобилей падает очень быстро.
Важным моментом, который волнует автострахователей, является срок выполнения страховой компанией своих обязательств. Подписывая договор и рассчитывая на денежную компенсацию, сроки выплаты которой прописаны в правилах или в договоре страхования и составляют 15 суток, клиент ждет, что его «железного коня» тоже отремонтируют в течение этого срока.
«Однако конкретные сроки по организации и проведению восстановительного ремонта не прописаны ни в правилах, ни в договоре добровольного страхования, что, конечно, является нарушением законодательства. Страховщики же умалчивают о реальных сроках, чтобы сделать свой продукт привлекательным для страхователя и конкурентно способным, — говорит Максим Ханжин. — Важно отметить, что такое изменение в страховом законодательстве помогает страховым компаниям бороться с мошенничеством страхователей. Это, конечно, может привести к некоторому успеху, но за счет ограничения прав добросовестных автострахователей».
По данным Ассоциации по защите прав автострахователей, назрела острая необходимость в объединении усилий страховщиков по противодействию страховому мошенничеству, таких как создание единой базы страховых историй и более жесткий контроль за посредниками, завышающими страховые суммы для повышения размера своего агентского вознаграждения. Но меры по противодействию мошенничеству не должны быть связаны с ограничениями и нарушениями прав автострахователей.
Аналитическое агентство Автостат